САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПМЭФ

0 17

.

Каковы перспективы туристического будущего города?

«Главным девизом Петербургского Международного Экономического Форума 2022 можно считать словосочетание «Новая Надежда», – сказал Андрей Ермак, министр культуры и туризмы Калининградской области, побывав на мероприятии.

Таким образом мы сместились от Новой Нормальности через Новую Тревожность к Новой Надежде. Так прочерчивается вектор развития в России общества и бизнеса весной-летом 2022 года.

Можно констатировать, что Санкт-Петербург больше не окно в Европу. А окно в самого себя, портал в туристический конструктор «Серебряное ожерелье» и еще элемент макро-коридора Москва – Санкт-Петербург.

«Санкт-Петербург может стать одним из главных из бенефициаров туристического сезона 2022 года в России, – заявила приглашенная на ПМЭФ-2022 Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга Юлия Кислова, директор агентства «МаркетГайд». – По предварительным оценкам, за первую половину 2022 года туристический поток в город составил 3,64 млн человек. Это на 32,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Турпоток вырос за счет внутреннего туризма, 96% прибывших в город — это внутренние туристы. Около 40% турпотока образуют гости из Москвы и Московской области».

Идея сделать Санкт-Петербург мировым трэвел-хабом, лелеемая властями города на протяжении нескольких лет, еще в условиях борьбы с коронавирусом отошла в архив. Тогда Санкт-Петербург стал видеться стартовой точкой для маршрутов в регионы СЗФО. (См. обзор на Hotelier.pro «Из мирового хаба – в региональную точку. Санкт-Петербург меняет приоритеты»).

Взбодрить интерес к городу призваны новые ориентиры – гастрономические магниты и креативные пространства. Вместо дворцов и музеев предлагается потчевать туристов фудхоллами и модными арт-пространствами.

Сергей Корнеев, Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, неустанно поясняет, что т. н. «новая культурно-туристская география» (включение в состав основных городских достопримечательностей и маршрутов гастрономических образований и арт-пространств) позволит привлечь новых туристов, которые не интересуются классической архитектурой, а также второй раз заманить в город тех, кто уже вдоль и поперек исходил «обязательные к просмотру» дворцы и музеи. Заодно новые магниты помогут разгрузить топовые достопримечательности в высокий сезон.

Сейчас же – в условиях санкций – рассматривается два основных сценария, как дальше будет развиваться туриндустрия города до конца года. «Первый — это базовый сценарий, по нему турпоток останется на уровне 2021 года и не превысит 6 млн туристов. Какие факторы влияют негативно? Это снижение количества поездок и снижение размещений в качественном номером фонде туристов из «недружественных» стран, у которых традиционно высокий чек и высокая стоимость размещения. Также, к сожалению, может снижаться турпоток из «дружественных» стран — и на это есть ряд причин. Во-первых, из-за санкционного давления сокращаются полетные программы, что приводит к стоимости роста перелетов и, следовательно, к сокращению спроса. К тому же, иностранные туристы обеспокоены своей безопасностью, многие считают, что, возможно, им будет небезопасно приезжать в Россию, пока страна ведет специальную военную операцию», – рассказала Юлия Кислова.

Количество гостей в КСР города в 2021 году составило порядка 3,11 млн. Численность размещений граждан РФ увеличилась на 5,1%, достигнув 2,92 млн человек (76% доковидного уровня, 2019 г.). Но общее количество гостей КСР возросло лишь на 1% (иностранцев стало меньше). (См. публикацию).

График 1.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПМЭФ

Консалтинговая компания Nikoliers (ex-Colliers) определяла среднюю загрузку отелей в С-Петербурге в 2021 году в 51% (что, по ее подсчетам, на 16 процентных пунктов выше показателя катастрофичного 2020 года, но на 18 п. п. ниже уровня 2019 года).

Позитивный сценарий, между тем, предполагает, что турпоток в Санкт-Петербург может возрасти до 7 млн человек в 2022 году (Напомним, в 2019 году, с учетом иностранных гостей, Санкт-Петербург принял 10,4 млн гостей). Рост произойдёт за счет российских туристов. Какие положительные факторы могут на это повлиять? Рост активности MICE мероприятий. Далее, существует вероятность возобновления программы туристического кэшбека осенью, что может положительно сказаться на росте туристического потока. С учётом того, что закрыты многие зарубежные направления, для россиян ограничено предложение культурно-познавательного туризма. Кроме того, пока еще временно закрыты 11 южных аэропортов. Эти факторы могут привести к тому, что фокус туристов сместится на Санкт-Петербург, и город – как было заявлено выше – может стать одним их главных бенефициаров туристического сезона 2022 года», – продолжила Юлия Кислова. (см. Рис. 1)

Рис. 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПМЭФ

«Средний чек российского туриста в Санкт-Петербурге в первом полугодии 2022 года составил 36,5 тыс. рублей за поездку – он вырос на 13% за счет трат на рестораны и кафе, сувениры, посещение достопримечательностей и транспорт, – добавила спикер. – При этом только 30% российских туристов останавливаются в отелях, 44% предпочитают размещаться у друзей и родственников».

Вместе с тем – «Деловой туризм приносит в три-четыре раза больше денег, чем туризм культурный, – сообщил на ПМЭФ Сергей Воронков, генеральный директор ООО «ЭкспоФорум-Интернэшнл», президент Российского союза выставок и ярмарок. – По цифрам на примере Петербургского международного экономического форума могу сказать: примерно 1 млрд. рублей потрачен на его организацию. Элементарный подсчёт показывает, что 16 тысяч аккредитованных человек, которые прибыли на площадку, оставят в городе порядка 8 млрд. рублей за 4 дня».

«Хотя положение дел на начало 2022 года не сулит в этом году не то что рекордных достижений, а просто ничего хорошего, не исключены отдельные прорывы в отдельных регионах, у некоторых отельеров, в некоторых сегментах рынка, в определенный сезон …», – ванговал я несколько месяцев назад в статье «Отельеры остались в тревожном режиме «Хатико». Собственно, режим «Хатико» (ожидание гостей) для многих отельеров (за исключением, может, быть Карелии, Подмосковья, Сочи и Красной Поляны) так и не прошел.

Самым ярким и чётким описание существующей ситуации на рынке стала метафора «сварка давлением» – добавил к своему высказыванию о Новых Надеждах Андрей Ермак.

Считать ли результатом такой «сварки давлением» развертывание «туристского коридора» Москва — Санкт-Петербург?

«Нам предстоит большая работа по такому коридору. Инвесторам будут предложены конкретные решения в рамках единого планирования по этой территории, связывающей две столицы и шесть регионов Центрального федерального округа и Северо-Запада — где выгоднее построить гостиницу, где стоит развивать глемпинги, где нужны зеленые стоянки, а где нужно усиление инфраструктуры общественного питания. Эти рекомендации будут сведены в единый комплексный подход», – заметил Сергей Корнеев.

«Мы с Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга объединились в этом году, чтобы продвигать туристические продукты, объединили наши маркетинговые усилия и наши рекламные компании в одну «Два города — миллион впечатлений». Будем участвовать в международных выставках и продвигать наши города в тех странах, которые мы считаем перспективными. В первую очередь, страны Арабского мира и Индия – большой потенциальный для нас рынок» – это уже слова Екатерины Проничевой, Председателя Комитета по туризму города Москвы.

Таким образом, Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга одним из главных факторов успеха видит опору на Москву, финансовые и клиентские возможности столицы.

При этом также заявлено, что Москва и Санкт-Петербург выступят летом в связке с Нижним Новгородом и запустят совместный туристический проект.

Проект «От рассвета до заката» рассчитан на то, что туристы смогут минимум за три дня посетить главные достопримечательности трех городов.

Журнал «Афиша» недавно, кстати, заявлял, что Нижний Новгород теперь впереди Санкт-Петербурга в категории «любимый город выходного дня у москвичей». Кроме того, Нижний Новгород стал новой столицей детского туризма в России – сообщила Зарина Догузова, глава Ростуризма. (См. публикацию «Июньский отыгрыш?»).

Таким образом, Санкт-Петербург в определенной степени собирается опираться на привлекательность своего новоявленного конкурента в борьбе за гостей из Москвы в собственном позиционировании.

В конце концов, Санкт-Петербург сохраняет свою локальную «хабовость» и может предложить туристам «развоз» по Северо-Западу благодаря маршрутам «Ласточек» по направлениям того самого сборного «Серебряного ожерелья».

По данным бронирований, сделанным через систему TravelLine и выгруженным в середине июня, средняя цена на номера в отелях Санкт-Петербурга должна была оказаться выше, чем за три предыдущих года, включая «допандемийный» 2019 год (м. График 2.).

График 2. Прогноз из системы TravelLine цен на отели Санкт-Петербурга в ИЮЛЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПМЭФ

Однако затем форвардная цена, похоже, скорректировалась, и на графике, построенном 22 июня, видно, что средняя ADR не отличается от средней цены июля 2021 года. При этом далее начинается пикирование цены. В августе средняя цена будет на 15-20% ниже июльской, в сентябре упадет на 30-40%. Октябрь будет самой большой «ямой». После чего отельеры постараются приподнять расценки, чтобы не повторился декабрьский обвал прошлого года (см. Рис. 2)

Рис. 2. Прогноз динамики средней цены на номера в отелях категории 3* в Санкт-Петербурге во второй половине 2022 года – по данным TravelLine

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПМЭФ

В среднем по стране традиционно в августе цены на номера выше, чем в июле (в отличие от Санкт-Петербурга), а дальше с сентября начинается снижение цены, но более плавное, нежели в случае с городом на Неве (см. Рис. 3).

Рис. 3. Прогноз динамики средней цены на номера в отелях категории 3* в России во второй половине 2022 года – по данным TravelLine

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПМЭФ

Резюмируя, можно сказать, что в Санкт-Петербурге отгремел не только ПМЭФ, но и началось прохождение пика спроса. Следом средняя цена начнет снижаться, но удерживать загрузку на уровне (среднем) хотя бы 60% все равно будет непросто.

«Планы бесполезны, но планирование бесценно», – как-то сказал Дуайт Эйзенхауэр, 34-й Президент США.

Сегодня мы не согласны с американскими доктринами (да и разного рода их тезисами). Да, жизнь то и дело подтверждает нам, что загадывать наперед дело неблагодарное (все равно что «поперек батьки в пекло лезть»), но все же важно видеть тенденции, формирующие рынок, и адаптировать под них свои маркетинговые действия.

Из хаба в точку. Из точки в новый хаб (закрыв окно в Европу). Плюс к хабу – коридор. Позиционирование Санкт-Петербурга не стоит на месте, а всеми силами адаптируется к Новым Надеждам, впаивается в текущую реальность. Мы не в моменте, а – в динамике.

Привлекательной региональной точкой Санкт-Петербургу сегодня быть не зазорно, а о лаврах мирового трэвел-хаба вновь помечтаем когда-нибудь …

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Об авторе

Павел Баскаков

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПМЭФ

  • трэвел-журналист,
  • эксперт по туриндустрии,
  • руководитель и автор Интернет-издания World Travel Biz,
  • организатор и вдохновитель трэвел-группы #TravelCourier и группы #StPetersburgHotelBrief (на FB)
  • Источник

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.