ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

0 31

.

Нужно умело с пика сезона съехать по желобу падающего спроса в низкий сезон.

Пока июль, пока все неплохо (Крым – отдельная история). Июль – верхняя точка, до которой карабкается летний спрос на услуги отельеров в России. Затем прихватывается август, а дальше – поехали под горочку.

Практически во всех регионах России – за исключением горнолыжных курортов и мест наблюдения за северным сиянием – неумолимо приближается сезонный спад на услуги отельеров. Тут-то гостиничным управляющим и нужно будет проявить свое искусство руководства вверенным объектом, свое мастерство маркетинговых и операционных действий.

На днях Сбер опубликовал новое исследование о самых востребованных направлениях отдыха в России. Интересно заметить, что в сравнении с прошлым годом лишь пять регионов смогли удержаться в топ-10 по росту турпотоков (Сбер – Индекс внутреннего туризма).

По данным исследования, на интерес россиян к тому или иному региону влияет развитость инфраструктуры, территориальная доступность, туристический бренд, достопримечательности, а также возможность выбора разных вариантов отдыха – пляжного, экстремального, культурно-познавательного и др.

При этом кривая сезонности спроса в большинстве регионов схожая. (Несколько «вываливаются» из общего рисунка Владимирская и Астраханская области – в силу специфики турпродукта этих регионов). (См. графики ниже, где показано процентное распределение спроса на регион в течение года).

Как правило, у всех регионов (за исключением двух, указанных выше, июль-август – вместе дают 30-40% всего годового спроса).

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

По данным аналитики Сбера, почти во всех регионах, независимо от климата и туристической специализации, самый непопулярный месяц для путешествий – февраль.

(Впрочем, с этим согласны не все. Екатерина Кувайецва, генеральный менеджер отелей, входящих в УК «Хай Сизон» в Санкт-Петербурге, например, говорит, что самый низкий спрос в ноябре, а в феврале такая дата, как 14 февраля, всегда дает полную загрузку отелей, да и на 23 февраля идут неплохие заезды).

По оценке Сбера, по итогам 2021 года удержали свои лидерские позиции только Республика Алтай, Краснодарский край, Ростовская, Астраханская и Калининградская области.

При этом в Республике Алтай за два года пандемии темп прироста путешественников составил 32,4%, а траты гостей увеличились на 49,5%. Чаще всего в регион приезжают на 4 дня и, как правило, в летние месяцы и майские праздники: на этот период приходится почти две трети турпотока за весь год. На зиму – всего 10,7%.

Краснодарский край зафиксировал в 2021 году прирост турпотока на 30,6% по отношению к 2019 году. Траты туристов выросли на 72,2%. На февраль приходится лишь 3,7% общего потока приезжающих. Средняя продолжительность поездки – 6 дней. (См. еще по Краю).

В числе новых лидеров — Владимирская область. Общий темп прироста путешественников в 2021 году составил 112%, а темп прироста по тратам достиг 87,3% по сравнению с 2019 годом.

Ещё один новичок среди востребованных у туристов регионов — Камчатский край. Темп прироста путешественников за год составил 65,4%, а увеличение по тратам – 80,6% по сравнению с 2019 годом.

Несмотря на эффект «высокой базы», отличную динамику развития туризма показала Республика Карелия. Темп прироста путешественников в регионе составил 74,0%, а траты, увеличились на 90,1%.

Астраханская область тоже удержала свои позиции среди топ-10 регионов-лидеров. Прирост путешественников составил 42,3%, темп роста по тратам — 68,5%. Каждый пятый турист приезжает с апреля по май, каждый третий посещает Астраханскую область в период с августа по октябрь (см. еще на счет оценки турпотока в регион).

Новичком в топ-10 регионов по развитию туризма стала Республика Дагестан. Темп прироста путешественников составил 60%, а траты увеличился на 50,9% по сравнению с 2019 годом.

Ростовская область показывает прирост числа отдыхающих на 37,8%, а расходов – на 56,2% по сравнению с 2019 годом. Едут, как правило, на 4 дня.

При этом Ростовская область, которая выступает хабом для транзитных автопутешественников по дороге на юг и Северный Кавказ, успешно позиционирует себя как место для коротких путешествий на выходные.

Калининградская область – один из рекордсменов по росту популярности: поток в прошлом году вырос на 139,6%, прирост по тратам за два года достиг 147,1%. Высокий сезон начинается в мае, а с августа постепенно идет на спад. Средняя продолжительность поездок – 6 дней. (Вместе с тем, см. «Калининград не без корректировки»).

Недавно я отмечал, что власти РФ запустили «четырех всадников» стимулирования внутреннего туризма – см. публикацию «Особенности национального туристического потока».

За исключением одного из них – туристического кешбэка – они не смогли пока развернуться в полной мере и в 2022 году вряд ли окажут существенное влияние на рынок. Какой эффект от их работы будет в дальнейшем – посмотрим.

Сбер не рассматривает с туристической точки зрения отдельные города, а между тем Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Казань всегда стоят несколько особняком от общих трендов (хотя, разумеется, тоже в той или иной степени вовлечены в них).

А вот Hotelier.pro рассматривает! И когда надо дотошно – см., например, обзор «Июньский отыгрыш?» по Санкт-Петербургу.

Санкт-Петербург — популярное выходное направление для москвичей. Это позволяет добиваться высокой заполняемости петербургских отелей в уикенд, но средний недельный показатель вряд ли превзойдет летний сезон 2021 года. «Ситуация туристических потоков в августе будет приближена к стагнации или даже к снижению. Туризм ожидает очень тяжелый период осени и зимы 2022–2023 годов», – считает Эдуард Демидов, председатель Комиссии отельеров Санкт-Петербургского отделения «Опоры России».

Увеличить турпоток к 2030 году на 140 млн поездок в год – такую задачу поставил президент России (план правительства РФ на 2022 год – 61,2 млн внутренних туристов). И регионы уже начали исполнять ее, подписывая на площадке ПМЭФ соглашения о сотрудничестве.

Вместе с тем, достаточно долго власти говорили о том, что закрытие воздушного сообщения не скажется критически на туристической сфере юга России. Между тем, «В связи с ограничением авиасообщения значительно снизилось количество туристов, прибывающих в Крым в этом курортном сезоне. По расчетам, запланированных показателей по объективным причинам достичь в этом году не удастся», – заявил на днях глава Крыма Сергей Аксенов.

Таким образом, поручение Президента РФ Владимира Путина от 24 мая по логистике в турсезон, когда он напомнил, что скоро лето, выполнено слабо.

В осеннем сезоне остается молиться (и уже многие молятся) на новое окно туристического кешбэка, спонсируемого правительством РФ. А на что еще уповать? Как и чем завлечь гостей в низкий сезон, если у тебя под боком не катаются на горных лыжах или не озаряют небо всполохи северного сияния? Как уверенно ехать в своем бобслее к следующему высокому сезону?

Важно четко понимать, с кем конкурирует отель. Он конкурирует не только с другими отелями. Перед потенциальным гостем стоят, как минимум, три барьера, мешающих ему попасть в ваш отель.

«Во многих случаях и на многих рынках у вашего потенциального потребителя есть три возможности для выбора: воспользоваться вашими услугами, обслужить себя самостоятельно или вообще ничего не делать», – пишет в книге «Продавая Незримое» Илья Коноплев, организатор и вдохновитель проектов Bright Fit, Bright Camp, Bright Travel. Путешествие для большинства людей не является базовой потребностью. Без магазина с продуктами сложно обойтись, без путешествий можно.

«Поэтому первая ступень усилий маркетинга направлена на то, чтобы показывать людям, почему «вообще ничего не делать» хуже, чем провести выходные в загородном отеле или съездить в тур. Такой маркетинг поворачивает мышление людей в вашу сторону и смещает его с позиции «Вообще ничего не делать», – отмечает автор.

Вторая категория – «обслужить себя самостоятельно». Это головная боль туристических агентов и организаторов экскурсий. Да и для отельеров досада. Человек может отправиться в путешествие с собственной палаткой или выбрать размещение на частной квартире (хотя во втором случае присутствует предоставляемое гостеприимство).

Третий пласт – воспользоваться вашими услугами. Это как раз тот уровень, где начинается выбор между вашими услугами и кем-то еще. Только тут человек начинает сравнивать вас с кем-то. И сюда, конечно, направляется наибольшая доля маркетинговых усилий. Именно тут начинается наибольшая толкотня за клиента.

Подумайте, можете ли вы работать на всех трех ступенях маркетинга и сделать ваш низкий сезон ярче? Готовы ли вы предложить триггеры для разных категорий людей, чтобы они приехали к вам?

Человека, который живет в мире «Вообще ничего не делать», вряд ли зацепит предложение отправиться в «незабываемый тур на Алтай» или остановиться в «роскошном / комфортном отеле». Но, если он прочитает в сторис или посте у знакомого или у вас на сайте о том, что на Алтае можно побывать в туре с шаманами, а в Узбекистане прокатиться на скоростном поезде из Ташкента в Бухару, он может удивленно вскинуть бровь в вашу сторону: Вот как! Именно это ему может стать интересно, а не обещание «незабываемой поездкой».

«Наши самые сильные конкуренты – это сами потребители, – резюмирует Илья Коноплев. – Которые думают не про нас и не про наши продукты. И только потом уже идут другие конкуренты».

Даже если вы уже переходите в «режим бобслея», вряд ли он вас устраивает. Попробуйте активнее конкурировать с потребителем, с вашим вероятным будущим гостем!

Это авторский материал. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Об авторе

Павел Баскаков

ОТЕЛЬЕРЫ ЗАНИМАЮТ ПОЗИЦИЮ БОБСЛЕИСТА

  • трэвел-журналист,
  • эксперт по туриндустрии,
  • руководитель и автор Интернет-издания World Travel Biz,
  • организатор и вдохновитель трэвел-группы #TravelCourier и группы #StPetersburgHotelBrief (на FB)
  • Источник

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.